Устройство системы силеспид авто фиат - Classic-Lada.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Устройство системы силеспид авто фиат

Устройство системы силеспид авто фиат

Автомобиль может оборудоваться механической коробкой передач с электронным управлением. Такая система получила название «Selespeed».
Чтобы правильно пользоваться системой Selespeed, следует до конца прочесть ее описание в настоящей главе, с самого начала усвоить, что можно и нужно делать.

Коробка передач с системой Selespeed Селеспид – традиционная механическая коробка передач, оборудованная электрогидравлической системой с электронным управлением, позволяющей автоматически управлять работой сцепления и переключением передач.
Педали сцепления в автомобиле нет. Для управления движением достаточно одной педали акселератора.
Коробка передач может работать в следующих режимах:
– ручном (Manual), когда водитель с помощью рычага, расположенного на туннели пола, либо нажатием размещенных на рулевом колесе кнопок переключает передачи самостоятельно;
– автоматическом, обозначенным AUTO, когда система сама решает, когда переключить передачу. Автоматический режим включается нажатием кнопки А (рис. 5).

Переключение передач осуществляется с помощью рычага А (рис. 6). Рычаг имеет одно стабильное положение, его можно лишь на время переместить вперед, назад или в сторону.
Перемещая таким образом рычаг, можно переключать передачи «вверх» и «вниз», включить передачу заднего хода (R) или нейтральную передачу (N).

Кроме того, на спицах рулевого колеса имеются две кнопки (рис. 7), с помощью которых при движении (скорость автомобиля должна быть выше 3 км/час) можно последовательно переключать передачи для движения вперед.
Если при работе в режиме AUTO водитель попытается переключить передачу вручную, система интерпретирует такую попытку как «подсказку», то есть включит требуемую передачу, после чего продолжит работу в автоматическом режиме.
Обозначение режима работы коробки передач и номер включенной передачи выводятся на дисплей комбинации приборов (например, ручной режим — рис. 8, автоматический режим — рис. 9)

На дисплее отображаются пиктограммы, обозначающие режим работы коробки передач: A (Auto) либо М (Manual) и номер включенной передачи:
N = нейтральная передача;
1 = первая передача;
2 – вторая передача;
3 = третья передача;
4 = четвертая передача;
5 = пятая передача; R- задний ход.

Сообщение на многофункциональном дисплее с изменяемой конфигурацией (см. описание в разделе контрольные лампы и предупреждающие сигналы в главе Познакомьтесь с автомобилем), сопровождаемое звуковым сигналом, сообщает водителю о неполадках или о том, что в данном режиме движения определенные узлы и агрегаты трансмиссии работают в критических условиях (например, перегрето сцепление).
Коробка передач с системой Selespeed значительно упрощает управление автомобилем, при движении по городу или в иных условиях, где требуется частое переключение передач, водитель меньше устает. При этом характеристики автомобиля никоим образом не ухудшаются.

Включение Selespeed

Когда открывается дверь водителя, включается гидравлическая система коробки передач Selespeed. Таким образом, к моменту запуска двигателя система готова к работе. Если дверь водителя будет открыта и закрыта десять раз подряд, а двигатель запущен не будет, эта функция (о включении которой говорит работа электрического насоса) отключается.

При повороте ключа в положение MAR, примерно через секунду, на дисплей выводится номер включенной передачи (N, 1, 2, 3, 4, 5, R). С этого момента система Selespeed готова к приему команд на переключение передач.

Если через 10 секунд на многофункциональный дисплей с изменяемой конфигурацией не выводится номер включенной передачи, поверните ключ в положение STOP, дождитесь, пока дисплей погаснет, после чего попытайтесь еще раз включить систему. Если неисправность не будет устранена, обратитесь на сервисную станцию официального продавца автомобилей Фиат.
Работа Селеспид

Прежде чем переключать передачи вручную с помощью рычага, следует, посмотрев на дисплей, выяснить, какая передача (N, 1, 2, 3,4, 5, R) включена.

Если автомобиль остановлен и двигатель выключен, можно включить любую передачу.
Если автомобиль остановлен и нажата педаль тормоза, переключить передачу можно только с помощью рычага на туннеле пола.

Чтобы переключить передачу, следует нажать педаль тормоза и:
– переместить рычаг вперед, если вы хотите включить более высокую передачу (+) (рис. 10). Если включена нейтральная передача (N) или передача заднего хода (R), при перемещении рычага вперед включается первая передача (1).
– переместить рычаг назад, если вы хотите включить более низкую передачу (-) (рис. 10). Если включена пятая передача, включится четвертая, если включена четвертая — включится третья, и т.д.

Чтобы включить нейтральную передачу (N), следует, остановив автомобиль и нажав на педаль тормоза, перевести рычаг вправо (рис. 11).
Независимо от того, какая передача включена (N, 1, 2,3,4, 5), если автомобиль остановлен, можно включить передачу заднего хода. Для этого рычаг следует переместить направо и назад (рис. 12). Если автомобиль находится в движении, команда выполнена не будет. Подождите, пока автомобиль остановится, после чего включите задний ход еще раз.

При переключении передач рычаг следует перемещать в требуемом направлении лишь на короткое время. После того, как Вы дали команду на переключение передачи, сразу же отпустите рычаг. При длительном (дольше 10 секунд) удержании рычага раздается звуковой сигнал, свидетельствующий о переходе коробки передач в автоматический режим работы (AUTO). Когда Вы отпустите рычаг, коробка вернется к прежнему режиму, звуковой сигнал выключится.

Если при стоянке на уклоне Вы хотите включить передачу, чтобы автомобиль не покатился под гору, обязательно удостоверьтесь, что на дисплее отображен номер включенной Вами передачи, после чего держите педаль тормоза нажатой еще 1-2 секунды — это время необходимо для полного включения сцепления.

Запуск двигателя автомобиля с коробкой Селеспид

Если включена передача, а педаль тормоза не нажата до упора, стартер не включится и двигатель не запустится. Водителя предупредит об этом звуковой сигнал.

После запуска двигателя автоматически включается нейтральная передача, на дисплее высвечивается буква (N), включается тот режим работы коробки передач, который был включен при последнем выключении двигателя.

Если при включенной передаче двигатель не удастся запустить, создастся потенциально опасная ситуация, поскольку при попытке запуска включится нейтральная передача. Водителю сообщит об этом звуковой сигнал.

Выключение двигателя и системы Selespeed

При повороте ключа в положение STOP двигатель останавливается, но система Selespeed продолжает работать до полной остановки автомобиля. Через 2-4 секунды после того, как ключ будет переведен в положение STOP, выключается насос и одновременно с дисплея пропадают пиктограммы. Только после этого система Selespeed выключается.
Включенной остается передача, которая была включена в момент остановки двигателя.

Если при остановке двигателя включена нейтральная передача (N). звуковой сигнал напомнит водителю, что для обеспечения безопасности на стоянке следует включить первую (1) или заднюю (R) передачу. Следует повернуть ключ в положение MAR, нажать на педаль тормоза и включить первую (1) или заднюю (R) передачу.

Если в момент остановки двигателя коробка передач работает в автоматическом режиме (AUTO), система будет помнить об этом. Таким образом, при последующем запуске двигателя этот режим работы будет восстановлен.

Если двигатель находящегося в движении автомобиля по какой-либо причине остановится и затем будет снова запущен, может включиться контрольная лампа . Остановите автомобиль, выключите двигатель и снова запустите его. Убедитесь, что контрольная лампа не включается. В противном случае обратитесь на сервисную станцию официального продавца автомобилей Фиат.

Категорически запрещается выходить из автомобиля, если включена нейтральная передача (N).

Категорически запрещается извлекать ключ из замка зажигания, когда автомобиль находится в движении. Кроме того, что при этом система Selespeed может повести себя ненормально, что вызовет остановку автомобиля, рулевое колесо заблокируется при первом же повороте.

При выключении двигателя и системы Selespeed следует удерживать педаль тормоза нажатой. Отпустить педаль можно ТОЛЬКО после того, как выключится дисплей на комбинации приборов.

Читайте также:  Объем бака уаз фермер

Разновидность роботизированных систем переключения передач на современных автомобилях. Эволюция “робота” в автомобиле.

Собственно одна из самых известных роботизированных трансмиссий система Selespeed производимая компанией Magneti Marelli для Fiat и Alfa Romeo.

Фиат: Селеспид / Selespeed, Диалоджик / Dualogic.

Система состоит:
1. ЭБУ управления робота
2. Гидромодуль с гидроаккумулятором
3. Электронасос
4. Джойстик выбора передач на консоли, лепестки/кнопки переключения передач на руле
5. Механическая коробка переменных передач.

Принцип работы системы Селеспид:
Электронасос постоянно создает рабочее давление, которое сохраняется в гидроаккумуляторе, гидромодуль за счет открытия и закрытия клапанов переключает передачи и выжимает сцепление, ЭБУ отслеживает, параметры работы автомобиля и дает команду на автоматический выбор передачи, контролирует включение повышенной или пониженной передачи, в зависимости от условий движения. В данной системе присутствует возможность самостоятельного управления переключения передач путем качания джойстика вперед и назад, соответственно вручную выбирая повышенную или пониженную передачу. При наличии кнопок на руле или под рулевых лепестков ими также выбираются передачи.

Плюсы системы:
– возможность использования в системе обычную механическую коробку передач
– использование двух педалей в управлении автомобиля, газ и тормоз, из схемы педаль сцепления исключена
– возможность использования расположенных на руле кнопок и под рулем лепестков, для переключения передач во время движения самостоятельно, т.е. вручную

Минусы системы:
– происходит прерывание крутящего момента, что влияет на плавность хода, характерно для механических кпп с ножным управлением сцепления
– первая роботизированная схема, реализованная на массовых моделях автомобилей
– низкий уровень грамотности в правилах эксплуатации потребителей
– низкий уровень общественных знаний слабых и сильных сторон системы основанный на опыте эксплуатации, соответственно и низкий уровень обслуживания и ремонта

Данный тип роботизированной трансмиссии устанавливался на многие малолитражки концерна Fiat в частности Fiat 500 Fiat Punto а так же на автомобили Alfa Romeo 147Alfa Romeo 156 и других.

Следующая типовая схема современного робота это Опель: Изитроник / Easytronic Принципиальное отличие от предыдущей схемы то что все приводы на изитронике являются электромеханическими и эта схема имеет только один гидравлический узел — привод включения сцепления.

Опель: Изитроник / Easytronic

Применение: Опель / Ваксхол

Система состоит:
1. Гидромодуль сцепления с интегрированной платой ЭБУ управления механической коробкой передач
2. Электросервопривод переключения передач
3. Селектор выбора режимов работы механической коробки передач
4. Механическая коробка переменных передач.

Принцип работы системы Изитроник:
Блок управления робота, автоматически отслеживая внешние параметры датчиков и положения селектора, дает управляющую команду исполнительным механизмам на включение или выключение передачи, блокирует запуск двигателя при определенных условиях. Предусмотрена функция ручного выбора передач, селектор переводится в положение ручного режима, покачивая рычагом вперед или назад выбирается повышенная или пониженная передача.

Плюсы системы:
– использование стандартной механической коробки переменных передач, что снижает себестоимость системы
– использование двух педалей в управлении автомобиля, газ и тормоз, исключение из схемы управления автомобиля педаль сцепления
– возможность использования ручного режима переключения передач

Минусы системы:
– происходит прерывание крутящего момента, что влияет на плавность хода, характерно для механических кпп с ножным управлением сцепления
– отсутствие элементарной потребительской грамотности на уровни руководства по эксплуатации автомобиля

Эти системы устанавливались на автомобили и opel astra h opela astra j opel corsa c opel corsa d opel zafira b opel zafira c и другие автомобили opel.

MMT или M/M, или Multimode Transmission – Toyota
Принципиально отличие этой системы состоит в том, что и привод сцепления имеет чисто электромеханическую природу. Включение сцепления осуществляется электромотором имеющим шестерёночный редуктор.

Механизм включения сцепления toyota mmt

Эти системы устанавливаются на автомобили Toyota Corolla Toyota Auris Toyota Yaris Toyota Aygo
Так же эти коробки передач устанавливаются на малолитражки PSA в частности Peugeot 107 Citroen C1
На более крупных моделях PSA Peugeot 207 Citroen C3 устанавливаются роботизированные коробки с тем же принципом действия но имеют немного другую конструкцию..

Система имеет 2 гидравлических контура. Контур блока гидроклапанов и контур модуля включения сцепления. Жидкости используемые в этих системах разные. В гидроприводе сцепления залита жидкость DOT4 в контуре гидроклапанов залита специальная жидкость предназначенная для гидросистем роботизированных кпп. Система работает следующим образом. Когда водитель открывает верь стоящего некоторое время автомобиля с не работающим двигателем, электрический насос включается и создаёт рабочее давление (40-50 бар) в полости контура гидроклапанов. Работа насоса и давление в системе контролируется электронным блоком управления. Система имеет гидроклапана управления и исполнительные силовые элементы контролируемые датчиками положения.
Система позволяет осуществлять езду в автоматическом и ручном режиме с контролем оборотов двигателя при переключении передач и изменения условий движения автомобиля.

Подводя итоги всего выше сказанного можно отметить, что на современном этапе автомобилестроения есть вполне жизнеспособные альтернативы автоматическим кпп классической компоновки – это роботы. Роботизированные трансмиссии дешевле в производстве и соответственно для покупателя. Алгоритмы и узлы роботов постоянно совершенствуются, даже молодые производители автомобилей из Китая например Chery-Vortex устанавливают роботизированные трансмиссии на свои авто. При правильном периодическом обслуживании роботизированные кпп работают без нареканий и бытующее мнение о том, что надёжность и долговечность акпп выше не имеет оснований.

Fiat Seicento – поездки за смешные деньги

Фиат Сейченто пришел на смену Fiat 126p и Cinquecento. Сборка городской малолитражки осуществлялась в польском Тыхы. Сегодня это один из самых дешевых автомобилей, в том числе и в содержании. Seicento выглядит неплохо, а благодаря низкому центру тяжести популярен среди восточно-европейских любителей автоспорта.

История модели

В сравнении с квадратным Fiat Cinquecento округлый Сейченто выглядит более привлекательно. Еще интересней спортивная версия Sporting со спойлером и легкосплавными дисками.

В 2000 году модель подверглась рестайлингу, в процессе которого Seicento получил незначительные косметические изменения передней части и в салоне. Был модернизирован и 1,1-литровый двигатель, получивший многоточечный впрыск. В 2002 году из линейки моторов исчез 900-кубовый агрегат. Еще через 2 года автомобиль получил бампера, окрашенные в цвет кузова. В 2006 году после небольшого фейслифтинга изменилось и название автомобиля на Fiat 600. В процессе обновления сменилось оснащение и качество материалов в салоне. Производство компакта завершилось спустя четыре года.

Кроме обычных версий выпускалась и электрическая – Elletra. Модель имела привод на заднюю ось, а мощность силовой установки составляла 40 л.с.

В 2000 году Fiat Seicento попал на краш-тест по версии Euro NCAP. Автомобиль заработал лишь одну звезду из пяти возможных.

Интерьер

Как и предшественник, Фиат Сейченто предлагался только в 3-дверном варианте. Так же в модельном ряду имелся небольшой фургончик с одним рядом сидений и грузовым отсеком, отделенным решеткой. Салон преемника, по сравнению с Cinquecento, выглядит намного лучше. Но качество пластика неважное. После нескольких лет эксплуатации он начинает скрипеть и обрастает царапинами.

На передних сиденьях удивительно удобно. Сзади вполне свободно смогут разместиться два человека, хотя формально там можно усесться и втроем.

Хуже обстоят дела с педальным узлом. Только узкие и стройные ножки могут легко справиться с педалями сцепления, тормоза и газа. Первое время с непривычки легко нажать сразу две педали.

Багажник объемом 170 литров вполне сойдет для поездок в магазин за продуктами. При необходимости его можно увеличить до 810 литров, сложив задний диван. К слову, Дэу Матиз может принять на борт 167 и 624 литра соответственно.

Гидроусилитель руля и задний диван с раздельно складывающейся спинкой были доступны только в более дорогих версиях. Некоторые экземпляры даже оснащены кондиционером и люком.

Читайте также:  Датчик коленвала как проверить

Комплектации

Версия S – базовая. Со временем ее уровень оснащения повысился. За дополнительную плату можно было получить бампера, окрашенные в цвет кузова.

SX – окрашенные в цвет кузова бампера, центральный замок, электростеклоподъемники.

Hobby – более поздняя базовая версия с двигателем 1,1 л и подушкой безопасности.

Citymatic – мотор 900 см3 и автоматическое сцепление.

Suite – двигатель 1,1 л и кондиционер.

Yong – другое название для базовой версии.

Brush – с двухцветной окраской.

Actual – базовая версия после завершения производства 900-кубового двигателя.

Active – среди прочего электропривод боковых стекол.

Go! – люк и аудиосистема.

2Tone – двухцветный корпус.

А также Look, Fresk, Sporting.

Имелись и лимитированные версии: Sound, Olimpia, Dynamic, «50th Anniversary» (Fiat 600), Schumaher (ограниченная версия Sporting).

Двигатели и их недостатки

Линейку моторов Fiat Seicento составляли три бензиновых двигателя – 0,9 л, 1,1 л и 1,1 л с многоточечным впрыском. За передачу момента отвечала 5-ступенчатая механическая коробка передач. Спортивные версии имели более короткие передаточные числа, что позволило улучшить динамику.

Характеристики

  • – 0.9 л (рабочий объем 899 куб.см) – мощность 39 л.с. при 5500 об/мин, макс крутящий момент 65 Нм при 3000 об/мин, разгон 0-100 км/ч за 18 секунд, V-макс 140 км/ч, средний расход топлива – около 6 л/100 км.
  • – 1.1 SPI (рабочий объем 1108 куб.см) – выходная мощность 54 л.с. при 5500 об/мин, максимальный крутящий момент 86 Нм при 3000 об/мин, разгон 0-100 км / ч за 14,8 секунды (13,8 секунд Sporting), V-макс 150 км/ч, средний расход топлива – около 5,8 л/100 км (6.2 л/100 км для Sporting).
  • – 1.1 MPI (рабочий объем 1108 куб.см) – мощность 55 л.с. при 5000 об/мин, максимальный крутящий момент 88 Нм при 2750 об/мин, разгон 0-100 км / ч за 14,5 секунд (13,5 секунд Sporting), V-макс 150 км/ч, средний расход топлива – около 6,0 л/100 км (6,5 л/100 км для Sporting).

Оптимальным выбором станет Fiat Seicento с двигателем 1,1 л, особенно в версии с многоточечным впрыском. Этот мотор обеспечивает лучшие динамические качества, чем более распространенный 900-кубовый мотор. Он эластичней и в тоже время не потребляет много топлива (5-7 л/100 км).

Более мощный агрегат имеет привод ГРМ ременного типа. Но не стоит паниковать. Даже капитальный ремонт этого двигателя стоит недорого. Нередко требуется замена прокладки головки блока или самой «головы». Это небольшие расходы – всего около 4000-5000 рублей. За новый датчик коленчатого вала, который ломается довольно часто, придется заплатить около 1000 рублей. Восстановление стартера и генератора стоит менее 2000 рублей.

Подвеска и другие типичные неисправности

Шасси модели базируется на стойках Макферсон впереди и винтовых пружин сзади. Жаловаться на комфорт во время движения не приходится. на поперечных неровностях автомобиль ведет себя достаточно устойчиво и не имеет тенденции к чрезмерному раскачиванию кузова. Лишь в крутых поворотах возникает неприятный крен. К счастью, потери контроля над траекторий не возникает.

Подвеска не обладает образцовой выносливостью. Благо, затраты на ремонт неисправных компонентов сказочно дешевы. Так, набор из 4-х амортизаторов стоит около 2000 рублей. Затраты на ремонт Фиат Сейченто за 100 000 км пробега, как правило не превышают 20-25 тыс. рублей.

Кузов хорошо защищен от коррозии. Но прежде чем приобрести Fiat Seicento внимательно осмотрите пороги. Порой очаги коррозии обнаруживаются в их задней части.

Заключение

Если для Вас в первую очередь важны низкие эксплуатационные расходы, вы не собираетесь в Турне, а низкий уровень защиты при столкновениях не вызывает беспокойства, тогда Фиат Сейченто окажется хорошим выбором.

Тест-драйв Фиат Стило, тест-драйвы автомобилей Fiat Stilo

В одном из прошлых номеров, вы могли уже прочитать материал о новом Fiat Stilо — первом автомобиле, созданном в рамках программы реорганизации производства и коренного изменения имиджа марки Fiat в глазах покупателей. О том, что из этого получилось, вы могли узнать все в том же материале…

Одним из минусов Fiat Stilo 5D являлось отсутствие во внешнем дизайне какой-либо изюминки, той самой характерной черты, благодаря которой все «Гольфы» и 307-е стали узнаваемы и популярны. Машина вроде бы хорошая, но взгляду зацепиться не за что. Да и мне лично, если честно, пяти-дверный Stilo совершенно не понравился. Довольно своеобразная внешность, 1,2-литровый двигатель в «базе», ходовые качества и акустический комфорт не на самом высоком уровне. Но настолько же, насколько не понравился пятидверный автомобиль, настолько же мне пришелся по душе его трехдверный «собрат» — вот уж действительно совершенно разные автомобили под одним именем! И если большинство автопроизводителей только говорят о том, что спортивные трехдверные и пятидверные семейные версии их моделей имеют разный «характер», то Fiat на примере моделей Stilo и Stilo Abarth удалось наглядно продемонстрировать, насколько же эти версии действительно могут быть непохожими друг на друга.

Начнем с дизайна. Несмотря на то, что многие фирмы используют такое решение, когда трех- и пятидверные версии одной модели весьма сильно различаются в плане дизайна, Fiat действительно удалось создать практически непохожие друг на друга модели. Можно даже сказать, что на пятидверный хэтчбек Stilo Abarth похож только в одном ракурсе: спереди. Во всем остальном, начиная от «профиля» и заканчивая задними фонарями весьма интересно оформленными, это полностью оригинальный автомобиль. Даже в таких мелочах, как рисунок колесных дисков… Естественно, что раз «трехдверке» в модельном ряду было отведено место наиболее спортивной модификации, то и выглядеть она должна, соответственно, «свирепо». И она полностью соответствует своему классу: в профиль выглядит гораздо стремительнее «пятидверки», напоминая новый Honda Civic Type R, а сзади так и вовсе нечто типично итальянское. Задние фонари — это просто особое направление в современном автомобильном дизайне. Непривычно, необычно, но зато как красиво. Если подгадать с цветом самого автомобиля, то сзади он будет смотреться ничуть не хуже «свирепого» центрально-моторного суперкара.

Отдельно хотелось бы сказать и про уникальную КПП Selespeed — она устанавливается на версию Abarth в качестве стандартного оснащения, а «механика» для этого автомобиля не предлагается вовсе. И честно говоря, до знакомства с автомобилем для меня это не являлось преимуществом: все-таки с механической коробкой передач машина и дешевле, и в любом случае более пригодна для активного «драйва», а так получается, что во многом динамика автомобиля зависит от того, насколько совершенна и доведена «до ума» трансмиссия. Но после того как я некоторое время поездил на Abarth 2.4 Selespeed, без тени сомнения могу заявить: «механика» здесь действительно нужна разве только для того, чтобы увеличить количество предлагаемых версий. Она, трансмиссия, действительно получилась очень неплохой, и даже в этом «свирепом» автомобиле ее наличие выглядит как само собой разумеющееся. И если в большинство спортивных моделей ставят «механику» только потому, что обычные «автоматы» способны «убить» динамику даже в самом мощном автомобиле, то конструкторы версии Abarth решили убить сразу двух зайцев: в своей КПП Selespeed они попытались соединить преимущества обоих типов трансмиссий. Принцип действия Selespeed прост. Конструктивно она представляет собой обыкновенную механическую коробку передач со сцеплением, только всеми процессами в данном случае ведают электроприводы-соленоиды. Примерно такая же схема применяется и в более доступном Opel Corsa, и в экзотическом Smart. И в обоих этих случаях после теста главные претензии у нас возникали именно к работе электроники, управляющей работой трансмиссии. Если кратко, то алгоритм работы такой трансмиссии напоминает действия начинающего водителя: то сцепление не вовремя или слишком резко отпустит, то переключается слишком рано или поздно. В общем, проблем с теми двумя автомобилями хватало, и единственным оправданием техническому несовершенству их трансмиссий могла служить низкая цена, хотя в случае со Smart этого не скажешь.

Естественно, ознакомившись с конструкцией фиатовской трансмиссии, я заочно пришел к выводу, что примерно та же картина ожидает нас и в данном случае. И даже более того: были подозрения, что в сочетании с мощным и тяговитым мотором такая трансмиссия окажется вообще вещью несочетаемой… И как хорошо, что я оказался не прав. Трансмиссия Stilo Abarth действительно является одной из лучших среди однотипных, и в этом немалая заслуга именно тех, кто «учил» ее ездить и работать.

Начнем по порядку, с процесса трогания с места. У обоих вышеперечисленных конкурентов он происходит примерно по одинаковому алгоритму. На холостых оборотах машина не катится, как на «автомате», а стоит на месте, а движение начинается лишь когда водитель слегка нажмет на «газ». После этого электроника начинает потихоньку «травить» сцепление, причем очень потихоньку, потому что, с одной стороны, она должна сделать процесс трогания с места как можно более мягким, а с другой — не растянуть его во времени. Но вот электронная «нога» отпустила сцепление полностью, и в следующий момент машина, в зависимости от того, нажата или отпущена была педаль «газа», либо резко дергается вперед, либо не менее резко «клюет» «носом». Примерно то же самое происходит и на разгоне: если только слегка «притапливать» педаль акселератора, то машина будет разгоняться сравнительно плавно, но невероятно долго, а если, наоборот, держать педаль выжатой до пола, то при максимальном ускорении автомобиль дергается на переключениях словно паралитик. Самое интересное, что в обоих этих случаях электроника не пытается вмешиваться в работу системы впрыска топлива: при переключениях, если водитель не приноровился слегка сбрасывать в этот момент обороты, стрелка тахометра прыгает до красной зоны, а машина «взвывает» так, словно за рулем действительно ученик, первый раз поехавший самостоятельно.

Столь подробный рассказ о работе трансмиссий конкурентов понадобился для того, чтобы вы в полной мере могли оценить совершенство трансмиссии Selespeed.

Начнем с того, что ничего из вышеперечисленных «особенностей» у Fiat Stilo Abarth не наблюдается: трансмиссия работает настолько четко и своевременно, можно подумать, что у нее предусмотрено 50-60 адаптивных режимов работы. Хотя, кто знает, может быть, так оно и есть. Учитывая то, сколько средств Fiat потратил на разработку семейства Stilo и модернизацию производства, это было бы неудивительно.

Процесс старта напоминает что угодно, но только не работу опробованных мною ранее трансмиссий подобного типа. Машина трогается с места легко и без каких-либо подгазовок, причем скорость срабатывания сцепления и мягкость его включения подобраны настолько оптимально, что порой даже невозможно определить, когда точно оно включилось полностью. Переход на повышенную передачу тоже происходит быстро и незаметно: машина даже не успевает «клюнуть» «носом», только стрелка тахометра меняет свою «позицию». Кстати, как и у конкурентов, у Stilo Abarth Selespeed предусмотрен как полностью автоматический, так и «ручной» режим работы, когда водитель может самостоятельно выбирать передачи. Только если у конкурентов переводить КПП в «ручной» режим работы нужно всякий раз после того, как машина была заглушена, то у Stilo она станет работать именно в том режиме, в котором до этого была оставлена. Режимы переключаются неприметной клавишей «Auto», притаившейся слева от рычага КПП. Кстати, о рычаге — на его головке нарисована схема переключений, согласно которой для включения режима «движение» достаточно просто качнуть рычаг влево, а покачиваниями его вперед-назад можно включать соответственно повышенную или пониженную передачу. Но все оказалось немного не так: изменять передачу действительно можно покачиванием рычага вперед-назад, а вот режим «движение» включается… тоже наклоном рычага вперед. В общем, немного «поплутав», я все-таки освоился с алгоритмом работы Selespeed, и тут началось самое интересное… Знаете почему многие гонщики и просто опытные водители не любят «автоматы», будь они хоть трижды совершенны? Потому что ни один из них, в силу конструктивных особенностей, ни в одном из режимов работы не обеспечивает жесткую связь ведущих колес с двигателем — фрикционы в гидромуфте, в зависимости от режима работы, могут проскальзывать больше или меньше, но это в любом случае неизбежно, а значит, жесткая связь невозможна. А это, в свою очередь, говорит о том, что о многих приемах вождения мощного автомобиля, начиная от прохождения поворота «веером» и заканчивая элементарной ездой «внатяг» по скользкому грунту или снегу, можно забыть.

Вот этим-то и хорош Selespeed: он обеспечивает точно такую же связь между двигателем и ведущими колесами, какая бывает только у автомобилей с механической КПП. Естественно, это гораздо удобнее, особенно при движении на высоких скоростях, так как потери на пробуксовку фрикционов отсутствуют, а ускорение получается максимальным. Но самое главное, что при этом создатели Selespeed умудрились сделать так, чтобы коробка передач работала одновременно и быстро и плавно. В любом режиме переключения происходят практически незаметно для пассажиров, хотя водитель все же может ощутить это по кратковременному снижению интенсивности разгона. Единственная претензия — в полностью автоматическом режиме работы, если продавить педаль газа до полика, «кик-даун» срабатывает слишком долго и резко. Но для таких ситуаций, когда требуется максимальная отдача и полный контроль над машиной, и предусмотрен ручной режим работы. Для его включения, как я уже говорил, достаточно нажать клавишу «Auto» на центральной части консоли. Теперь вы сами можете менять передачи, обеспечивая либо максимальное ускорение, либо экономию топлива, причем делать это можно по-разному: при движении по трассе передачи можно «щелкать» подрулевыми рычажками, а, к примеру, в повороте, когда на рычажок не попадешь, можно покачивать рычаг вперед-назад. Теперь никаких «кик-даунов» ждать не нужно, и перед напряженным обгоном вы сами заранее включаете пониженную передачу.

Так уж получилось, что практически весь тест автомобиля Fiat Stilo Abarth Selespeed потихоньку превратился в описание устройства, принципов работы и особенностей его трансмиссии. Но это действительно практически самая интересная вещь, которая есть в этом автомобиле. Про динамику разгона сколько ни рассказывай, а цифры в каталоге все равно говорят сами за себя. У Abarth, кстати, с этим показателем полный порядок: разгон с места до «сотни» занимает 8,5 секунды. Управляемость? Есть небольшой вопрос, касающийся сцепных свойств покрышек на мокром асфальте, а во всем остальном — полный порядок. Может быть, в данном автомобиле есть и еще какие-то недостатки вроде сильного шума все тех же покрышек на скорости около 100 км/ч, но на фоне общего великолепия, коим порадует своего владельца Fiat Stilo Abarth, они просто незаметны. Говорят, что за «хорошую» цену покупатель может простить своему будущему «коню» и некачественную отделку, и шум в салоне, и еще какие-то достаточно серьезные недостатки.

Глядя на ценник версии Abarth, тоже начинает невольно казаться, что ему многое придется «прощать»: автомобиль с 2,4-литровым мотором и немеханической КПП просто не может стоить так недорого. Теперь получается, что может…

(+) Стильный, «мощный» дизайн, дорогой и удобный интерьер, мощный двигатель, «умная» КПП, сравнительно доступная цена.

(-) Неудобное взаимное расположение «ручника» и центрального переднего подлокотника, шум от покрышек.

Читайте также:  Что означает снежинка на приборной панели форд фокус 2
Ссылка на основную публикацию