Как избавиться от коррозии - Classic-Lada.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как избавиться от коррозии

samsungltd › Блог › 🔧 Как бороться с ржавчиной на автомобиле? Советы по удалению.

— Так и не смог понять, откуда на крыше моей машины образовалась точечная, но достаточно глубокая вмятина. Похоже не большую ветку с острым сучком, но вроде бы рядом я ничего похожего не видел… А то, что я увидел через несколько недель на месте этой вмятины приятным точно не назовёшь – ржавчина… В данной статье я расскажу как бороться со ржавчиной на автомобиле и дам советы из личной практике по удалению ржавчины.

— Итак, что же это такое – всем знакомая ржавчина, или говоря более научно – оксид железа Fe2O3. Ржаветь способно только железо или его сплавы, которые окисляются после соединения металла с водой. Коррозия металла – это электрохимический процесс, при котором с анода (его роль выполняет металлический кузов автомобиля) эмиссируются электроны, которые через электролит (вода даже с незначительной примесью солей) попадают на катод (металлические части, которые могут принимать электроны). В результате этого процесса железо кузова машины и преобразуется в оксид железа – то есть ржавеет.

— Понимание процесса коррозии и даёт нам инструменты для борьбы с ней. Так как кузов машины сделан из железа, то анод и катод найдутся всегда, а вот с электролитом мы должны что-то делать. Кстати, именно из-за большей насыщенности различными солями химических реагентов, которые используют коммунальные службы в борьбе со льдом, машина и начинает усиленно ржаветь в этот период (очень уж насыщенным и качественным получается электролит).

— Процесс борьбы с коррозией является многоступенчатым и делится на три принципиально различных направления.

— Первый путь – пассивный. Раз мы не можем заменить железо кузова машины на, к примеру, пластик (достаточно хрупко) или на металлы без железа (дорого) – нам необходимо покрыть металл кузова изолирующим покрытием – т.е. загрунтовать и покрасить. Этот процесс и является наиболее эффективным способом предупреждения коррозии – но необходимо постоянно следить за цельностью защитного покрытия, проверять его на мелкие повреждения – трещины, удары, сколы. В случае их обнаружения следует незамедлительно принимать меры к восстановлению покрытия.

— Также к этому пути относится и мероприятия, связанные с чистотой машины – мойка (раз в две недели) и периодическая (после каждой второй мойки) обработка воском покрытия машины – по воску вода быстрее стекает с покрытия.

— Воскование – это уже второй путь борьбы с коррозией, называемый активным, то есть использование различных физических и химических покрытий на металл. Для этого применяются различные мастики, герметики, защитные смазки и антикоррозионные спреи. Их существует большое множество, но суть одна – создание дополнительного защитного слоя помимо основного лакокрасочного покрытия. В основном эти препараты используются на наиболее подверженных опасности коррозии участках машины – днище, пороги, арки. Дополнительная защита эффективна только в случае, если наносится на абсолютно чистые и сухие поверхности, иначе под пленкой защиты может остаться вода, которая будет продолжать процесс коррозии.

— Третий путь – электрохимический – используется реже, в первую очередь из-за высокой стоимости и необходимости постоянного питания установленного дополнительно электронного прибора (станции катодной защиты). Грубо можно сказать, что благодаря изменению электродного потенциала, процессы коррозии в автомобиле начинают проходить только в определённом месте, и катодом теперь является не кузов машины, а специальный электрод, который и ржавеет вместо неё. Появилась и более новая, чисто электронная система, «Финал-коат», образующая равномерный поток свободных электронов на кузове машины, которые не взаимодействуют с атомами металла.

— Все три пути защиты кузова идеально взаимодополняют друг друга, но все равно иногда случается промашка и процесс появления ржавчины показывает себя во всей своей буро-рыжей красе. Тут уже нужно действовать оперативно, так как запустить процесс коррозии по всему корпусу очень просто, а вот избавиться от него гораздо сложнее.

Перво-наперво, нужно тщательно удалить ржавчину. Для этого используется слабый раствор щелочной кислоты, которым обрабатывается ржавчина, а затем она удаляется механически (наждачкой или металлическими щётками). Тщательно соблюдайте требование инструкции, так как кислота достаточно агрессивна и просто разъедает ржавчину изнутри, и этот процесс нужно вовремя остановить.

— Также эффективны так называемые преобразователи или модификаторы ржавчины, которые в результате химической реакции преобразуют оксид железа в таннат железа, который является более стабильным веществом. Качественные модификаторы содержат полимеры и выступают в роли грунтовки. Недостатком является то, что если оксид металла не обработается во всем объёме и останется, то процесс коррозии будет продолжаться.

— Сейчас в специализированных магазинах легко найти те самые преобразаватели ржавчины различных видов. Стоимость их довольна не высока. Процесс обработки очень прост, сначала зашкуриваем поврежденное место до чистого металла, затем наносим состав преобразователя ржавчины и оставляем на несколько часов в зависимости от инструкции. Не пугайтесь, когда очищенный участок будет зеленным цветом, — это работает модификатор ржавчины.

— Далее все стандартно – место, с которого удалили ржавчину (или преобразовали её) шпаклюется, грунтуется и красится. Действия повторяются при необходимости. В моём же случае я решил воспользоваться современным и наиболее надёжным и стойким, по моему скромному мнению, методом – проведением оцинковки. Способ также является электрохимическим процессом, и в результате электролиза раствора, содержащего цинк, на поверхности железа появляется защитный слой из цинка, не подверженный ржавчине.

— Теоретически подготовиться к этому процессу можно было и самостоятельно, но я предпочёл купить готовый набор, состоящий из двух пузырьков с жидкостями (плюс вспомогательные штучки). Первая предназначена для удаления ржавчины и обезжиривания поверхности (ржавчину я удалил механически – благо её было немного – но все-таки…). Затем я смочил специальный тампон в содержимом второго флакона – растворе солей цинка – и с помощью прилагаемого проводка, подсоединённого к аккумулятору, запустил процесс электролиза.

— В результате я был: а) жутко доволен своей технической и химической продвинутостью; б) восполнил психологическую потерю от некупленного мне ещё в детстве набора юного химика; и в) получил на кузове тонкий слой защитного цинкового покрытия серого цвета (а пузырёк с моей краской у меня итак есть).

Так что бороться с ржавчиной на автомобиле можно и нужно, и Вы теперь тоже знаете – как.


Проверенные лайфхаки, как легко удалить ржавчину с металлической поверхности

Разных способов удаления ржавчины с металла существует огромное количество, только вот не все они работают так, как этого хотелось бы. Мы расскажем о проверенных лайфхаках, которые помогут в считанные минуты избавиться от ржавчины.

Важно! Как правило, средства, работающие со ржавчиной, всегда очень токсичны, так что обязательно надевайте перчатки, а при возможности – респиратор и защитные очки. Ожог на слизистых при несоблюдении техники безопасности может появиться чуть ли не мгновенно.

Откуда появляется ржавчина

Чтобы знать, как бороться со ржавчиной, нужно знать, откуда этот «враг» берется. Ржавчина может появиться на любой металлической поверхности, причем «недооценивать» ее не стоит: эта проблема может привести к тому, что от металлических предметов, ею пораженных, придется полностью избавиться.

Ржавчина может появиться только при участии воды или влажного воздуха. В таких условиях молекулы железа вступают в реакцию с молекулами кислорода, иными словами, железо окисляется. Чтобы этого избежать, поверхность обрабатывают антикоррозийным покрытием. Если этого сделано не было, ржавчину можно удалить – для этого есть большое количество разных способов.

Все перечисленные ниже методы помогут избавиться от ржавчины любого характера абсолютно на любом предмете, будь то какая-то металлическая деталь, корпус автомобиля, запчасть, сетка, труба, нож или что-либо еще.

Способы ниже помогут избавиться от ржавчины на любом предмете

Лучшие способы удаления ржавчины

Керосин

Керосин тоже неплохо справляется с такой «напастью». Ржавчину тоже сначала зачищают или металлической щеткой, или «наждачкой», а поверх протирают тряпкой, которая была обильно смочена в керосине. Можно поместить металлический предмет, покрытый ржавчиной, в емкость с керосином. Таким же образом можно и машинное масло использовать, но оно будет немного слабее.

Рассмотрим, как правильно очищать металл от ржавчины таким способом.

ИллюстрацияОписание
Есть металлическая велосипедная цепь, покрытая ржавчиной после долгого использования. Ее и предстоит очистить с помощью керосина.
Чтобы избавиться от ржавчины, будет использоваться технический керосин (200 мл). Также необходимо заготовить еще одну емкость – банку или, как в данном случае, пластиковую бутылку
Цепь была помещена в бутылку, куда затем был залит керосин. Рекомендуется, чтобы он покрыл все металлические части полностью – так избавиться от ржавчины получится быстрее. Далее всё просто: бутылку нужно хорошенько потрясти, а затем оставить на некоторое время – от 10 минут до 2-3 часов: все зависит от того, насколько заржавел предмет.
Спустя указанное время металлическую цепь достали. Результат приятно поражает: ржавчина была удалена практически полностью, а керосин стал черным.

Важно! Может случиться такое, что ржавчина не удалится полностью, если ее на металле было очень много. В таком случае процедуру стоит повторить еще раз – тогда от нее точно ни следа не останется.

Автоочиститель

Такое средство можно купить в любом магазине автомобильных товаров. Перед использованием автоочистителя лучше зачистить металлическую поверхность жесткой щеткой, а затем нанести средство толстым слоем – в 3-4 мм. Оставьте его на пару минут, а затем удалите остатки средства вместе со ржавчиной влажной тряпкой. Можно повторить такую процедуру несколько раз, если сразу удалить ржавчину не вышло.

Чтобы избавиться от коррозии, можно использовать обычный автоочиститель

Соляная или серная кислота

Если у вас есть соляная или серная кислота, воспользоваться ею для удаления ржавчины – отличное решение. В кислоту нужно добавить уротропин, который и будет подавлять процесс образования коррозии, удаляя уже появившуюся ржавчину.

  • 5-процентный раствор кислоты – 400 мл;
  • 0,5 грамма уротропина.

Полученным средством заливают или аккуратно обрабатывают с помощью кисти «пораженный» участок металла. Если у вас нет уротропина (который является ингибитором), то чисто кислотой пользоваться нельзя – она просто разрушит металл.

Хорошо избавляет от коррозии серная или соляная кислота

Еще проще, если коррозией были поражены мелкие металлические детали. Их нужно забросить в такой же по концентрации раствор буквально на 5-10 минут, а потом аккуратно достать и насухо вытереть. От ржавчины не останется ничего.

Кстати! Вместо уротропина можно использовать приготовленный своими руками ингибитор из картофельной ботвы. Для этого банку наполовину заполняют ботвой, заливают ее до середины соляной или хлористоводородной кислотой, в течение следующих 20-ти минут постоянно помешивают, а затем используют как ингибитор.

Рассмотрим пример правильного очищения металла от ржавчины таким способом.

ИллюстрацияОписание
В первую очередь для очищения металлический деталей от ржавчины нужно приготовить емкости. В первой – соляная кислота и уротропин, во второй – 2 чайные ложки соды, смешанные со стаканом воды.
Перед тем, как погрузить деталь в емкость, ее нужно почистить с помощью щетки или железной щетки. Это упростит процесс удаления ржавчины.
В первую очередь деталь нужно погрузить в емкость с соляной кислотой – минут на 5-10, в зависимости от того, насколько «поражен» металл. Помните, что работать лучше в перчатках, а погружать деталь обязательно пинцетом!
Спустя указанное время деталь перекладывают в емкость с водой и содой на 30-60 секунд, а затем насухо вытирают.
Конечно, следы поражения останутся, если металл давно разъедается, но вот самого «врага» в виде ржавчины не останется. Таким образом можно успешно очищать любые металлические предметы.

Видео – Как работает соляная кислота со ржавчиной

Фосфорная кислота

Хорошо подойдет и фосфорная кислота. 15% или 30% раствор наносят на ржавчину с помощью кисти или пульверизатора, оставляют до высыхания, а затем легко удаляют ржавчину с поверхности.

Можно сделать и раствор:

  • 1 л фосфорной кислоты;
  • 15 мл винной кислоты;
  • 5 мл бутанола.

Такое средство будет еще более сильным в борьбе со ржавчиной. Наносится аналогичным способом.

Можно использовать и фосфорную кислоту

Растворы от ржавчины своими руками

Есть несколько рецептов средств от ржавчины, которые легко приготовить даже своими руками! Вот наиболее эффективные, проверенные нами лично.

  1. Раствор из формалина. Для его приготовления смешивают 300 мл воды, 50 г едкого натра, 50 г аммония и 250 г формалина (40%). Полученный раствор разбавляют еще в одном литре воды. В него помещают металлические детали или обрабатывают им металл, покрытый ржавчиной. Обычно нужно не больше 35 минут, чтобы увидеть эффект. Рекомендуется после процедуры промывать металл горячей водой, а затем вытереть насухо. Блестеть будет как новенький.
  2. Смесь из 100 г жидкого парафина и 50 г молочной кислоты. Кислота сначала превратит ржавчину в соль, а затем та растворится в парафине. Работает безотказно и очень быстро. По окончании процедуры протрите поверхность металла сухой тряпкой.

Можно протереть металл, покрытый ржавчиной, жидким парафином и молочной кислотой

  • Смочите покрытый ржавчиной металл скипидаром или керосином. Это поможет легко удалить ржавчину, а еще отвернуть гайку, которая приржавела.
  • Смесь серной кислоты и цинка. На 50 мл кислоты нужно несколько граммов цинка, и раствор готов – можно обрабатывать им металл. Правда, работает он долго – снимать ржавчину можно только примерно через сутки.
  • Эти средства очень эффективны, но, чтобы их приготовить, все же придется раздобыть ингредиенты. Однако можно использовать и подручные домашние средства. Это и более безопасно, и не менее эффективно. Ингредиенты для таких средств точно есть в каждом доме.

    Подручные средства для избавления от ржавчины

    1. Уксус и лимонный сок. Оба компонента смешивают в одинаковых частях и аккуратно наносят на ржавчины – с помощью губки, тряпки или кисти. С металла такое средство удалит ржавчину за несколько часов. Спустя это время нужно потереть ржавчину металлической щеткой, вымойте это место чистой водой, а затем вытрите насухо.
    2. Рыбий жир. Удивительно, но рыбий жир тоже помогает избавиться от ржавчины! Жир избавляет от коррозии очень быстро, а на металле останется тоненькая пленка, которая не даст ржавчине образоваться вновь. Просто раздавите несколько капсул и нанесите их на ржавчину.

    Удивительно, но даже обычный рыбий жир может избавить от коррозии

  • Сода. В борьбе со ржавчиной может помочь обычная пищевая сода. Добавьте в нее немного воды, чтобы смесь оказалось густой, а затем нанесите ее на те участки металла, где есть ржавчина. Оставьте на полчаса-час, а затем потрите эти места металлической
  • Кетчуп. Удивительно, но вам легко может избавить от ржавчины обычный кетчуп или даже томатный сок! Обильно нанесите на место ржавчины сок или кетчуп, оставьте на пару часов, а затем хорошенько промойте это место. Вы будете поражены, но ржавчина удалится не хуже, чем от серной кислоты.
  • «Алказельтцер». Вы наверняка видели или даже пользовались популярным средством от похмелья «Алказельтцер». Нужно растворить в небольшом количестве воды (до 500 мл) таблетку такого препарата, а затем обработайте полученным средством места со ржавчинами или поместите в раствор все металлические предметы, которые подверглись коррозии. Хватит пары часов «работы» средства. Главное – не забудьте потом хорошо просушить металл.
  • Можно использовать даже «Алказельтцер» — он тоже прекрасно удаляет ржавчину

    А вот пошаговая инструкция очищения от ржавчины металла с помощью уксусной и лимонной кислот – это тоже сделать очень просто.

    ИллюстрацияОписание
    В данном случае от ржавчины нужно очистить два «блина». Чтобы провести эксперимент, один положим в разбавленную лимонную кислоту (1 пакет на 20 г заливают 300 мл воды), а второй – в уксусную (9%, 300 мл). Предварительно очищать металл никак не надо. К сожалению, способ этот довольно долгий, и это его главный минус – чтобы увидеть эффект, придется подождать 12-24 часа.
    Достанем в первую очередь блин из емкости с уксусной кислотой. Обратим внимание на то, что он покрылся чем-то черным – это грязь, которая просто поднялась на поверхность.
    Уксусная кислота хорошо удалила ржавчину, но все же не полностью – некоторая «чернота» все же осталась. Можно сделать вывод, что уксус работает, но лучше его использовать, когда металл «поражен» не слишком сильно.
    Теперь рассмотрим блин, который находился в растворе лимонной кислоты. Удивительно, но от ржавчины вообще ничего не осталось: блин выглядит почти как новый. Так что вполне ясно, что этот способ работает несколько лучше.

    Как видно, способов избавления от ржавчины очень много – есть и довольно сложные, а есть и максимально простые, которые вполне осуществимы в домашних условиях даже без дополнительных покупок разных «ингредиентов» смесей. Главное – что все эти методы проверены, причем и другими людьми, и экспертами нашего сайта. Выбирайте любой – точно не разочаруетесь!

    Видео — Чем легко удалить раковину в домашних условиях

    Борьба с коррозией автомобиля своими руками

    Борьба с коррозией авто зачастую доставляет массу проблем его владельцу. Для этого используют три основных метода — пассивный, активный и электрохимический, но каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Чаще всего коррозию удаляют с помощью специальных средств. А в целях профилактики на днище, пороги корпуса и другие скрытые места наклеивают защитную пленку или обрабатывают мастикой. Также существуют другие профилактические средства, о которых мы поговорим с вами далее.

    Причины возникновения коррозии

    Для начала разберемся, почему же возникают коррозионные процессы. Дело в том, что коррозия металлических поверхностей бывает четырех типов — электрохимическая, химическая, водородная и кислородная. В контексте ржавления автомобильного корпуса имеют место лишь первые два типа.

    Электрохимическая коррозия возникает по причине того, что два материала с разными восстановительными свойствами взаимодействуют через электролит (любая недистиллированная вода является таковым). Поскольку железо обладает низкими восстановительными свойствами, то оно значительно подвержено ржавлению. Химическая коррозия происходит из-за взаимодействия поверхности металла и коррозионно-активной среды. В роли последней может выступать кислород при высоких температурах. Понимание сути возникающих процессов дает нам почву для поиска методов борьбы с коррозией.

    Виды борьбы с коррозией

    Существует два основных способа защиты кузова машины от коррозии. Первый — это барьерная защита. Она не допускает физическое взаимодействие поверхности уязвимых металлов с внешней средой. Это выражается в использовании лакокрасочного покрытия и различных механических средств и защит. Второй — протекторная защита. Ее примером служит оцинковка, ведь цинк имеет более отрицательный потенциал, чем железо. Соответственно, если соединить их, то в такой паре железо будет восстанавливаться, а цинк корродировать. Однако поскольку на поверхности цинка имеется оксидная пленка, то этот процесс происходит очень медленно.

    Как упоминалось ранее, существует три основных типа борьбы с коррозией на автомобиле:

    Щетки для удаления коррозии

    1. Пассивный.
    2. Активный.
    3. Электрохимический.

    Пассивный метод борьбы предполагает использование лакокрасочного покрытия корпуса. Задача автовладельца в данном случае заключается в поддержании целостности ЛКП. Нельзя допускать появления мелких сколов или царапин на его поверхности. К этому методу стоит отнести и периодическую мойку машины, а также использование дополнительных защитных средств — воска, жидкого стекла и так далее.

    Под активным методом борьбы с коррозией авто подразумевают использование специальных антикоррозионных материалов и мастик. Они отличаются в зависимости от того, для каких участков кузова применяются. Например, днище автомобиля зачастую обрабатывается антигравийным покрытием. Как правило, эти составы созданы на основе мелкодисперсного порошка алюминия. Существуют также специальные антикоррозионные средства для арок колес.Чаще всего для этого используется так называемый жидкий локер (прочный эластичный материал). Отдельным классом являются антикоррозионные материалы для скрытых полостей. Они предназначены для обработки порогов, стоек, лонжеронов, усилителей пола и прочих поверхностей.

    Электрохимический метод борьбы с коррозией металла на кузове автомобиля заключается в использовании специального электронного прибора, который имеет в своем составе электрод, предназначенный для того, чтобы взять коррозию на себя. Проще говоря, ржаветь будет не корпус машины, а упомянутый электрод. Этот метод очень эффективен, однако его существенным недостатком является высокая цена.

    Как убрать коррозию с авто

    Теперь перейдем непосредственно к методам и средствам по борьбе с коррозией на автомобиле своими руками. В первую очередь необходимо механически удалить ржавчину с поверхности. Причем делать это очень тщательно! Для этих целей используют наждачную бумагу, различные абразивные круги на дрель или болгарку, а также пескоструй. Именно последний инструмент наиболее эффективно очищает пораженную поверхность.

    Также для удаления коррозии используют специальные составы. Самым простым в данном случае является использование слабого раствора соляной кислоты с последующим ее удалением.

    Однако наиболее надежный метод борьбы с коррозией заключается в использовании преобразователей или модификаторов ржавчины. Они преобразуют оксид железа в таннат железа. Как правило, в их состав входят полимеры, выступающие в роли грунтовки.

    Преобразователи ржавчины для автомобиля превращают коррозию в слой фосфатов и хроматов железа и цинка. Также их иногда используют для обработки не подвергшегося коррозии металла перед нанесением грунта для предотвращения коррозии в будущем, и улучшения степени сцепления ЛКП с поверхностью металла.

    Самостоятельная борьба с коррозией автомобиля имеет такую последовательность:

      Обезжиривание поверхности. Для этого можно воспользоваться различными средствами, например, спиртом или уайт-спиритом.

    Удаление ржавчины с корпуса

    Помните, что все работы необходимо проводить тщательно, так как даже небольшое пятно ржавчины способно со временем значительно разрастись.

    Виден ржавый шов

    Всегда проверяйте состояние сварных швов на корпусе машины. Помните, что они являются самыми уязвимыми для воздействия коррозии. В частности, ее межкристаллитного вида, который особо опасен. Следствием ее появления становится незаметная потеря пластичности и прочности металла. Так, границы сварных зерен разрушаются хаотически, а области структурных преобразований превращаются в анод, который усиленно растворяется. Причем такое явление можно наблюдать не только на железных корпусах машин, но и на нержавейках, алюминиевых, хромоникелевых и хромистых сплавах. Коррозия в данном случае грозит выкрашиванием отдельных зерен металла, из-за чего шов и корпус в целом постепенно теряют свои механические свойства.

    Самыми подверженными ржавлению участками корпуса автомобиля являются нижние части дверных панелей, пороги, передние крылья, коробчатые сечения нижней части кузова, внутренняя поверхность колесных арок. Из-за того, что доступ к перечисленным местам затруднен, всегда существует риск не заметить появление очагов ржавления. Проверяйте их состояние на смотровой яме или на подъемнике!

    Популярные средства для удаления ржавчины

    В настоящее время в автомагазинах есть десятки различных преобразователей ржавчины, причем их ассортимент может быть разным в различных регионах страны. Поэтому давать рекомендации по поводу покупки того или иного средства не имеет смысла. Но мы все же приведем в качестве примера несколько названий популярных составов, которые распространены среди автовладельцев. Итак:

    Популярное средство «Цинкарь»

    • «Цинкарь»;
    • «Мовиль»;
    • линейка преобразователей ржавчины Hi-Gear;
    • «Кольчуга»;
    • Sonax;
    • «СФ-1»;
    • Runway;
    • Permatex;
    • Bitumast;
    • «Фосфомет».

    Необходимо помнить, что с помощью любого преобразователя можно бороться со ржавчиной, слой которой не превышает 0,1 мм. Кроме этого, активные компоненты борются лишь с въевшейся ржавчиной. Ее рыхлую составляющую лучше удалить механически (с помощью наждачной бумаги, ножа, металлической щетки, пескоструя и так далее).

    Выбор того или иного средства должен основываться на ассортименте, его составе, цене. Благо, стоят они недорого, поэтому в случае, если купленное средство окажется малоэффективным, вы всегда сможете приобрести другое.

    Как избавиться от ржавчины: лучшие способы

    Здравствуйте, друзья! Появление ржавчины – неизбежное явление, которое возникает с любым металлом, содержащим железо и примеси, например, углерод. Она образуется при контакте с водой, воздухом или каким-то окислителем. Когда есть соприкосновение с соленой жидкостью, то порча железа происходит гораздо быстрее.

    Если не избавиться от зачатков рыжих пятен, то постепенно они разрушают металл, он станет мягким, ломким и появятся дыры. Использовать изделие по назначению станет невозможно.

    К счастью, справиться с бедой, на начальном этапе не так уж сложно. Сегодня поговорим о том, как избавиться от ржавчины.

    Можно выделить четыре основных способа избавления от коррозии: механическая чистка, химическое удаление, электролиз и термическая обработка.

    Механическая очистка

    Небольшое количество ржавого налета можно победить посредством механического воздействия. Помогут в этом в домашних условиях наждачная бумага, шлифовальная машинка, металлическая щетка, пескоструйные машины и другие инструменты. С их помощью также можно снять толстый слой перед тем, как наносить какой-то химический растворитель.

    Недостатки метода – возможно неполное удаление коррозионных частиц, особенно в фигурных предметах. Помимо этого применять способ можно не для всяких поверхностей. Например, чистка сантехники подобным образом – неудачная идея.

    Химические средства

    Большая часть химикатов раздражает кожу рук, слизистые глаз и дыхательных путей. Поэтому при работе обязательно надевайте перчатки, очки и маску, а также обеспечьте приток свежего воздуха в помещение.

    Уксус

    Это вещество бережно и эффективно разъедает рыжий налет. Для процедуры нужно поместить предмет в уксус на ночь, а после протереть ржавчину смятым кусочком фольги.

    Такой вариант подойдет, если объект небольшой. Для крупных вещей существует немного другой прием: необходимо протереть пораженный участок губкой, смоченной в уксусе. Делать это требуется до тех пор, пока пятно не исчезнет. Потом нужно смыть средство обычной водой и вытереть поверхность насухо.

    Лимонная кислота

    Один из самых щадящих (в том числе для человеческого организма) и простых рецептов. Для очистки следует приготовить специальный раствор в пропорции: 80 г лимонки на 100 мл жидкости.

    Дальше метод не отличается от предыдущего: окунуть предмет на несколько часов или потереть тряпкой. Для более действенного и быстрого результата раствор можно вскипятить и положить изделие в кипяток.

    Лимонку можно заменить на свежий лимон или лайм. В дополнение к ним используйте соль. На пораженное место насыпьте соли и залейте ее соком цитрусовых. Останется только протереть следы коррозии шариком из фольги или кожурой фрукта.

    Щавелевая кислота

    Такой способ эффективно устраняет ржавые потемнения со смесителей и сантехники.
    Нужно развести 6 ст. л. препарата в 300 мл воды и положить в раствор предварительно промытый с мылом предмет. Через полчаса его требуется вытащить и пройтись щеткой, чтобы снять остатки налета. Останется только промыть и высушить вещь.

    Щавелевая кислота содержится в картофеле, поэтому овощ тоже способен растворить коррозию. Особенно хорошо это работает для тонких и длинных инструментов: ножей, ножниц, отверток, ключей. Стоит только воткнуть прибор в картофелину и оставить на ночь. Утром придется немного потереть вещь щеткой.

    Соляная кислота

    Тряпочкой, смоченной в кислоте, протрите все пораженные места. Подержите в таком виде в течение 30 минут, а после смойте большим количеством воды.

    Этим средством можно удалять поражения не только с бытовых мелочей, но и с кузова автомобиля.

    Газированные напитки

    Любимые многими Coca-cola, Sprite и Pepsi содержат в своем составе ортофосфорную кислоту, поэтому с их помощью можно убрать не только накипь в чайнике, но и коррозию. Достаточно погрузить объект в чашу с лимонадом на 24–36 часов. После останется счистить размягченный налет и ополоснуть чистую вещь.

    Коробочка с гидрокарбонатом натрия найдется в каждом доме. Ее можно применять и для того, чтобы оттереть ржавчину, поскольку она производит как химическое размягчение, так и механическое удаление частиц.

    Чтобы изготовить средство против коррозии из соды, необходимо смешать порошок и воду до состояния густой кашицы. Этой смесью покрывается пораженный элемент. Через полчаса абразивной губкой или скребком (в зависимости от сложности ситуации) можно будет убрать следы ржавления.

    Рыбий жир

    Довольно необычный, но очень действенный удалитель. Жир следует нанести на поверхность и оставить на 3–6 часов, после чего пройтись по размягченному слою губкой или старой зубной щеткой.

    Помимо очищения, рыбий жир обладает защитным эффектом: на металле образуется пленка, которая предотвращает ржавление.

    Керосин

    Для ржавчины уж точно дело запахнет керосином, и в прямом и в переносном смысле.

    Если позволяют габариты, то положите предмет в емкость с керосином минимум на сутки. Можно и дольше, если поражение велико.

    Для крупных изделий можно использовать такой вариант: обильно смоченную в керосине тряпку нужно обмотать вокруг испорченного участка. Через день-другой протрите поверхность, счищая элементы налета.

    Увидеть наглядно действие некоторых подручных веществ, вы можете на видео.

    Специальные очистители

    Пришла пора познакомиться со специально разработанными для удаления ржи химикатами. Среди них можно выделить две разновидности, отличающиеся между собой принципом действия.

    В составе таких средств имеется какая-нибудь кислота. Чаще всего это фосфорная или щавелевая. Эти растворы легко применять, поскольку не нужно ничего высчитывать и разбавлять: все уже готово к применению.

    А в остальном последовательность проведения работ не отличается: нанести, выждать указанный на этикетке срок, очистить и смыть.

    Они преобразуют ржавчину в оксид железа, который становится частью защитного покрытия и не дает ей появиться снова.

    В качестве основного ингредиента здесь выступают танин или ортофосфорная кислота.

    Это один из самых быстрых и лучших методов борьбы: для действия понадобится всего 15 минут. Понять, что процесс завершен, можно по внешнему виду изделия – ржа становится серого цвета.

    Обычно хватает одной процедуры, но если процесс коррозии ярко выражен, то может понадобиться повторный сеанс.

    Электролиз

    Пожалуй, самое “замороченное” и даже немного опасное мероприятие. Однако и результаты он демонстрирует хорошие. Поэтому если есть желание ощутить себя ученым в лаборатории за экспериментом, то дерзайте.

    Сначала подготовьте все необходимое: пластиковое ведро, в которое очищаемая деталь помещается полностью, пищевую соду, продолговатый кусок стали и зарядное устройство для аккумулятора. Итак, приступаем.

    1. Ведро наполните водой так, чтобы предмет был полностью погружен, и добавьте туда соды из расчета 1 ст. л. порошка на 4 л жидкости. Хорошо перемешайте.
    2. Поместите протекторный анод (тот самый продолговатый кусок стали) в жидкость. Он должен находиться наполовину в воде, а другая половина – над водой. Этот элемент притянет на себя частицы отслаивающейся ржавчины.
    3. Отрицательный зажим аккумулятора (он черного цвета) прикрепите к незаржавевшей зоне очищаемого объекта. Если деталь полностью покрыта рыжим налетом, то соскребите небольшой участок до самого металла механическим способом.
    4. Погрузите изделие в ведро так, чтобы оно не прикасалось к аноду. Это чрезвычайно важно! В противном случае может произойти короткое замыкание.
    5. Зажим с положительным полюсом (красного цвета) закрепите на выступающей над водой части протекторного анода.
    6. Включите аккумулятор и подождите 12–20 часов.
    7. По прошествии этого времени выключите устройство и отсоедините провода.
    8. Достаньте уже чистый предмет и при необходимости отмойте остатки ржавчины щеткой. Ополосните и насухо протрите.

    Термическая обработка

    Под действием температуры ржавчина разрушается, и ее легко убрать обычной чисткой. Поэтому для борьбы с напастью можно использовать такие хитрости:

    • если возможно, то обдайте предмет кипятком, выждите какое-то время (пока немного остынет) и снимите рыхлый слой;
    • можно нагреть прибор над газовой конфоркой, постепенно удаляя легко снимающийся налет. Чтобы процесс прошел быстрее, предварительно нанесите на деталь перекись водорода;
    • для тех, у кого дома есть отпариватель или паровая швабра, все еще проще: обработайте ржавый участок интенсивной струей пара и потрите.

    Заключение

    Появление ржавчины не такая уж большая проблема. Если знать, какой метод использовать и вовремя среагировать, то она не доставит особых неприятностей.

    Наверняка у вас дома или в гараже найдется хоть какое-то средство, вещество или инструмент из перечисленных выше. Поэтому не опускайте руки, берегите свое имущество и не забывайте делиться своим опытом борьбы с коррозией в комментариях.

    Ремонт своими руками: как покрасить, чтобы после первой же зимы не полезла ржавчина?

    Этот вопрос на разных формах зачастую звучит из уст как владельцев “бэушных” автомобилей, самостоятельно занимающихся подкраской своих авто “на коленке”, так и доверивших это дело гаражным или эстэошным профессионалам. Да что там, сам не без греха: в стародавние времена, когда я еще не занимался полной реставрацией “самобеглых колясок” и не вникал в природу возникновения коррозии, не раз задумывался над этим вопросом. Почему же автомобили, как и все сделанное из металла, ржавеют? Почему после окраски эта зараза зачастую вылезает снова и снова, что ты с ней ни делай? Народная мудрость на этот счет гласит: “Ржавчина – раковая болезнь металла, если появилась – будет расползаться, хоть ты лопни” (“О’кей Google!”).

    В свое время, не найдя готового ответа как на просторах Интернета, так и у знакомых автомаляров, пришлось начать с теоретических азов. Проведя ряд экспериментов по консервации коррозии с последующим наблюдением за “пациентами”, могу дать доступное объяснение данного процесса и методы борьбы с ним.

    “Коррозия, ржавление, ржа – это самопроизвольное разрушение металлов в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой”.

    Схематически ее изображают следующим образом:

    Говоря человеческим языком, молекулы железа, взаимодействуя с молекулами кислорода и воды, дают на выходе гидроксид железа Fe(OH)3 (ржавчину).

    Что же, с вопросом “кто виноват?” все ясно, теперь осталось понять “что делать?”.

    Ответ: единственный способ обезопаситься от ржи на долгосрочный период – это провести комплекс мероприятий, направленных на удаление собственно коррозии (ржавчины) с последующей консервацией пораженного места от воздействия кислорода и воды.

    1. Нужно устранить ржавчину механическим методом.

    а) Пескоструйная обработка.

    От себя скажу, что для локальной зачистки небольших “жуков” вполне подойдет бытовой компрессор на 220 В с пескоструйными “пистолетиками” за 400.000-500.000 бел. рублей.

    Замечу, что полноценную пескоструйную зачистку соорудить в гаражных условиях без наличия 380 В практически нереально.

    б) Механический метод. Для этого идеально подходят виниловые насадки типа 3M Scotch-Brite Clean’n’Strip™ и их бюджетные аналоги.

    Насадки существуют в вариантах крепления на “болгарку” и на дрель (с помощью нехитрого переходника, который в народе заменяет болт, гайка и пара шайб) и буквально “выгрызают” коррозию из целого металла. Применять для такой работы металлические “ерши” и “чашки” категорически нельзя! Несмотря на красивый блестящий металл, оставляемый после их работы, по сути, происходит “зализывание” коррозии целым металлом. Обработанное “ершом” место достаточно потереть “наждачкой”, чтобы убедиться в правоте моих слов, – из-под блестящего металла покажутся рыжие точки.

    Независимо от выбранного вами метода зачистки пораженное место нужно контрольно обработать химическим методом (преобразователем ржавчины) с (внимание. ) обязательным последующим смывом преобразователя раствором воды с содой. Только таким образом можно нейтрализовать кислоту, содержащуюся в преобразователе. Не сделаете этого, и при дальнейшем попадании на это место воды оставшаяся кислота начнет “пожирать” целый металл.

    Лично я предпочитаю удалять ржавчину не физическим, а электрохимическим методом.

    в) “О’кей Google”, еще раз покажи “как работает электрохимический метод удаления коррозии”

    Вкратце: в воду засыпается небольшое количество кальцинированной соды (продается в хозяйственных магазинах), опускается зачищаемая деталь и электрод (ненужный кусок металла). После на очищаемую деталь подается минус 12 вольт, на электрод – плюс 12 вольт, и в зависимости от силы тока (в качестве источника питания удобно брать старый блок питания от компьютера) и площади детали и электрода через 1-12 часов вся ржавчина практически волшебным образом переходит на электрод. Остается лишь вымыть зачищаемую деталь и зачистить ее от следов бывшей ржавчины хотя бы железной щеткой.

    Применение данного метода, по сути, ограничивается объемом применяемой емкости для опускания детали и наличием места для установки данной емкости.

    И если, скажем, тормозной суппорт можно зачистить в пластиковом ведре, установленном на балконе квартиры, то для зачистки двери или капота вам понадобится емкость наподобие “еврокуба”.

    Увы, даже при этом полная зачистка кузова останется лишь в мечтах. Хотя я знаю случаи, когда импровизированную “ванну” делали на даче из обрешетки и баннерной ткани и производили полноценную зачистку демонтированной рамы внедорожника.

    2. При наличии нескольких очагов коррозии нужно снять все покрытие с элемента. Да-да, как это ни прискорбно, но если вы хотите обезопасить свой 10-15-летний автомобиль от коррозии или продлить жизнь ремонтному покрытию, нужно зачистить хотя бы некоторую часть кузовного элемента, а далее сделать выводы.

    Под краской зачастую “живет” уже множество нарождающихся “жуков”, которые через сезон-два заявят о своем существовании.

    3. Далее все работы с поверхностью (после первоначальной мойки или мойки после электрохимического метода) следует проводить без воды. Это делается во избежание контакта влаги с зачищенным металлом или (что наиболее опасно) задержки части влаги в наносимых слоях материала. Ведь еще из школьного курса известно, что влага при замерзании расширяется, оставшаяся под грунтом или в толще шпатлевки вода может не только вызвать коррозию, но и, замерзнув, образовать в покрытии микротрещину с последующим прямым доступом воды и кислорода к столь драгоценно защищаемой нами поверхности

    4. И самый важный пункт – чем защитить металл после зачистки от повторного ржавления или хотя бы замедлить данный процесс, растянув его на годы. Для этого существует специальный антикоррозионный эпоксидный грунт.

    Запомните: только эпоксидная смола не пропускает через себя молекулярную воду. Все другие типы покрытия (акриловый грунт, который, по сути, является только порозаполнителем, предназначен для выравнивания поверхности и никакой антикоррозионной роли не играет, акриловая краска, базовая краска, лак и т.д.) в различной степени пропускают молекулы воды.

    По сути, все лакокрасочные материалы (ЛКМ) для воды являются аналогом москитной сетки, только ячейки-поры у всех типов покрытия разной величины. У эпоксидной смолы эти ячейки имеют наименьший размер.

    Если обобщить перечисленные 4 пункта, то можно понять технологию защиты кузова автомобиля как целиком, так и от локальных “жуков”, что может в различных вариациях подойти как обычному автовладельцу, думающему, как убрать “жук” с арки, так и окрасочному автосервису, желающему дать гарантию на свою работу не на стандартные 6 месяцев, а на 3-4 года и более!

    Технология для автосервисов (для 10-летних авто и старше): голый, зачищенный по технологии металл – акриловый грунт – шпатлевание – затирка – акриловый грунт и проявка грунта – исправление огрехов шпатлевания – эпоксидный грунт и акриловый грунт (технология “мокрый по мокрому”) – предокрасочная затирка (если красим не “мокрый по мокрому”) – окраска.

    Технология для обычного автовладельца: затираем “жука” виниловым кругом на дрели, обрабатываем преобразователем ржавчины, смываем преобразователь водой с добавлением соды – сушим – затираем “наждачкой” – наносим слой эпоксидной смолы – окрашиваем в цвет авто хотя бы кисточкой.

    Вариации между двумя этими вариантами каждый может делать исходя из своих технических возможностей.

    При всей простоте предложенного метода я чуть не забыл поделиться с вами маленьким но. Знаете, это как в анекдоте про то, чем китайская копия отличается от оригинала: по сути, копия и выглядит точно так же, как оригинал, и устроена подобно ему, но китайская копия не работает как оригинал.

    Так и тут: любая более-менее глубокая коррозия, разрушая металл, образует в его толще микропоры, по которым может “питаться” кислородом и влагой с обратной стороны кузовного металла, так что, обрабатывая одну сторону “жука”, не забудьте о второй стороне! К сожалению, не всегда к ней можно получить доступ, но хотя бы проантикорить ремонтные места с обратной стороны необходимо, однако это уже совсем другая история!

    Если вы считаете, что на поставленный вопрос дан подробный ответ, предлагаю высказаться в комментариях, а также рассказать, как лично вы боролись с коррозией и чем эта борьба закончилась.

    P.S. Надеюсь, теперь вы понимаете причину, почему на покрашенных кусках в первую же зиму ржа из-под краски лезет, почему большинство покрасочных сервисов предпочитает давать гарантию на свои работы на 6 месяцев? От себя добавлю, что сделанные по данной технологи даже “пожилые” советские автомобили спустя 3-4 года и более после окраски сохраняют внешний вид с полным отсутствием коррозии (при условии своевременной ликвидации сколов покрытия), собственно моя “Волга” тому живой пример.

    Сергей ЖИЛЬЦОВ
    Фото из архива автора и открытых источников

    Материал опубликован в рамках Конкурса читательских материалов, рубрика – “По локоть в масле”. Главный приз за лучший материал – сертификат на 6.000.000 рублей на покупку любых шин в любом магазине компании “Автосеть” . А вторы самых интересных материалов получат предложение поработать в ABW.BY!

    Ознакомиться со всеми подробностями участия и полным списком призов можно по ссылке. Напоминаем, что прием работ уже окончен. Мы получили на порядок больше материалов, чем рассчитывали, а потому продолжим публиковать работы до конца января, после чего подведем итоги конкурса.

    Найти оригинальные кузовные запчасти б/у вы можете, воспользовавшись поиском сайта-агрегатора BAMPER.BY. Здесь собрано более 287.000 предложений от различных продавцов с фотографиями и ценой каждой детали. Поиск любой запчасти – в три клика.

    Генеральный партнер конкурса:

    Сеть торгово-сервисных шинных центров “Автосеть”

    Партнеры рубрики “Маршрут мечты”:

    Магазин автомобильных запчастей и аксессуаров “Территория тюнинга”

    Официальный импортер Volkswagen в Беларуси СООО “Атлант-М Фарцойгхандель”

    Читайте также:  Разболтовка лада х рей
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector